Организация взаимодействия с семьей –
работа трудная, не имеющая
готовых технологий и рецептов.
Нам удалось создать свою формулу успеха,
поделившись добротой …
Эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс
В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в РФ», детский сад является первой ступенью образования, одним из важнейших социальных институтов, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их сотрудничество по вопросам воспитания ребенка.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является сотрудничество дошкольной организации с семьёй. Задача каждого дошкольного учреждения – обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Свою работу с родителями планирую с учетом требований Стандарта.
С 2015 года моей методической темой является «Эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс» через реализацию проекта «Дари добро», который раскрывает возможности воспитателя привлекать родителей в образовательный процесс, решать социально-значимые проблемы детского сада, группы, используя интересные игровые ситуации.
Цель проекта: воспитание духовно-нравственных ценностей через создание условий для формирования тесных отношений между детьми и родителями.
Задачи проекта:
- внедрять эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс группы, детского сада;
- создать условия для совместной деятельности родителей с детьми, направленной на воспитание духовно-нравственных, культурных ценностей.
Все мы взрослые желаем детям добра. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Воспитание этих качеств у ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.
Для воспитания духовно-нравственных качеств педагогическим коллективом был разработан проект «Дари добро», который позволил выстроить систему работы по привлечению родителей в образовательный процесс. Проект реализуется в игровой форме.
В 2015 году проведена игра «Копилка добрых дел».
На практическом этапе игры мною была спланирована работа в группе так, чтобы в каждой образовательной области родители вместе с детьми совершали добрые дела.
В социально-коммуникативной области, во время мастер-класса «Очумелые ручки», организованного в моей группе, дети помогали папам ремонтировать детские лопатки: держали и подавали инструменты, забивали гвозди; осенью изготавливали кормушки для птиц, чтобы зимой дети могли их кормить; участвуя в субботнике, дети вместе с родителями собирали мусор, ветки, сгребали старые листья, носили песок в песочницы и т.д.
Данные мероприятия этого направления формируют у ребенка активную социальную позицию участника общественной жизни, воспитывают нравственные идеалы, потребности в труде на благо социума, учат строить коммуникативные связи.
В художественно-эстетической области родители принимали участие в праздниках, становились актерами на занятиях, представляли семейные дуэты на концертных программах; совместно изготавливали украшения для оформления группового помещения к Новому году; реставрировали и изготавливали музыкальные инструменты, дети с удовольствием оказывали помощь родителям и др.
Мероприятия этого направления способствуют созданию благоприятной среды для развития творческого потенциала детей, умению выступать перед публикой.
В познавательной области родители под моим руководством проводили мастер-классы для детей по заданной тематике, изготавливали дидактические игры и проигрывали их вместе с детьми и др.
Мероприятия этого блока учат детей анализировать, систематизировать полученную информацию, быть интеллектуально развитым, соблюдать правила в различных играх, способствуют развитию психических процессов.
Для сплочения детско-родительских отношений и повышения интереса родителей и детей к игре «Копилка добрых дел» педагогическим коллективом была придумана система поощрения - за каждое доброе дело группа получала «Мешочки добрых дел». Семьи-победители получили достойное вознаграждение за свои добрые дела: за первое место – билеты в зоопарк; за второе и третье – сладкие призы.
В 2016 – 2017 учебном году, продолжением проекта «Дари добро» стала игра «Каменный цветок». В основу игры положили сказку Павла Петровича Бажева «Каменный цветок», главный герой которой так напомнил педагогам родителей воспитанников, которые шаг за шагом сближаются вместе со своими детьми в общих делах, приносят радость себе и окружающим, словно кропотливый мастер оттачивают свое творение в воспитании.
Вся работа по игре была разбита на 7 направлений – 7 лепестков. Команда семей, делая добрые дела, зарабатывали драгоценные камни (разного цвета, согласно выполненной работе), а в конце игры совместными усилиями заработанные камни соединились в каменном цветке, как символе сплоченности и трудолюбия.
Лепесток «Сказки» (в рамках этого направления родители помогали педагогу в знакомстве детей с авторскими и русскими народными сказками, проводи семейные театральные вечера, изготавливали дидактические игры и пособия по сказкам);
Лепесток «Озеленение» (в рамках этого направления родители выращивали совместно с детьми цветы, высаживали рассаду, создавая на участках клумбы);
Лепесток «Общественная деятельность» (проводились общественно-значимые мероприятия, направленные на благоустройство поселка, родители вместе с детьми проводили акцию «Приятные неожиданности», на привлечение жителей поселка, через детские телеграммы, для создания чистоты, красоты, ухоженности подъездов, цветников, и прилегающей территории);
Лепесток «Книжки-малышки» (дети, видя разорванную книгу, брали ее домой и вместе с родителями ремонтировали);
Лепесток «Развивающая среда» (в рамках этого направления родители совместно с детьми: участвовали в обновлении и пошиве театрализованных костюмов, одежды для кукол, пополняли уголки группы различными атрибутами, осуществляли ремонтные работы и создавали уют в помещениях и на прогулочном участке группы, участвовали в расчистке территории от снега, изготавливали скворечники и кормушки для птиц, помогали мыть и заклеивать окна);
Лепесток «Родительский час» (под руководством педагога родители планировали родительский час по интересной для детей теме);
Лепесток «Творческая работа» (семьи воспитанников принимали участие в конкурсах различного уровня, участвовали в праздниках и развлечениях).
В завершении игры в детском саду прошел итоговый праздник «День семьи и добра», в форме увлекательного «путешествия» по прогулочным участкам, где были организованы веселые игры и соревнования для детей и их родителей.
В торжественной обстановке были подведены итоги работы за 2016-2017 учебный год, где самые активные семьи получили грамоты, сладкие призы и памятные подарки.
В начале 2017-2018 учебного года моя группа активно принимает участие в игре «Калейдоскоп добрых дел», которая включает в себя три блока.
Первый блок направлен на укрепление и сохранение здоровья воспитанников и их родителей. В рамках этого блока реализован краткосрочный проект «ГТО в детский сад». Реализация блока прошла в период с сентября по ноябрь 2017 года.
Первым этапом проекта являлся конкурс по изготовлению своими руками нетрадиционного спортивного оборудования. В этом мероприятии 10 семей из 19 приняли активное участие и пополнели в нашей группе уголок физического развития. По результатам конкурса наша группа заняла – 5 первых, 2 вторых места в различных номинациях.
На втором этапе проекта 15 семей моей группы сдавали нормы ГТО:
- прыжок в длину с места;
- отжимание;
- приседание;
- челночный бег;
- гибкость.
Результат:
- дети принесли в копилку нашей группы 2 золотых значка, 1 серебряный, 3 бронзовых;
- родители 3 золотых значка, 4 серебряных, 5 бронзовых
Последним этапом проекта "ГТО в детский сад" являлось дистанционное тестирование, которое проходило на сайте детского учреждения. Для успешной сдачи тестирования, мною были подготовлены и проведены беседы, консультации для родителей и детей по здоровому образу жизни: "Здоровое питание для дошкольников", "Двигательная активность ребенка", "Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"
В дистанционном тестировании приняло участие 14 семей из группы.
В результате реализации проекта «ГТО в детский сад» родители стали отличным примером для своих детей, видя старания своих мам, и папа ребята изо всех сил сдавали нормативы, подбадривали друг друга и получили отличный заряд бодрости.
С января 2018 года стартовал второй блок игры ««Калейдоскоп добрых дел»» – «Волшебные путешествия всей семьей». Цель блока: сплочение семей воспитанников, сохранение семейных ценностей и традиций, повышение культурного образа жизни в ходе совместных путешествий по Золотому кольцу России.
В рамках реализации данного блока 10 семей начали подготовку к участию в следующих мероприятиях:
- путешествия семей воспитанников в города Золотого кольца России (очная форма путешествий);
- участие в конкурсе виртуальных экскурсий по городам Золотого кольца России «Виртуально? Реально!» (заочная форма путешествий семей в г. Сергиев-Посад);
- участие семей воспитанников в обще садовском мероприятии «Забавы городов России».
Итоговым мероприятием блока «Волшебные путешествия всей семьей» станет семейный праздник «Забавы городов России».
С марта месяца по май 2018 года запланирован третий блок "Цветущие фантазии", направленный на привлечение семей к благоустройству территории детского сада, пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
На протяжении трех лет, принимая участие, в проекте «Дари добро», я, как педагог и организатор данной работы, родители моей группы едины в одном – только совместная работа педагога, родителей и детей сможет помочь сплотить детско-родительские отношения, ориентировать ребенка на успешность в социуме.