Страница обновлена 01.02.2018

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Ветерок» Ярославского муниципального района

Страница обновлена 01.02.2018
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Ветерок» Ярославского муниципального района

Организация взаимодействия с семьей –

работа трудная, не имеющая

готовых технологий и рецептов.

Нам удалось создать свою формулу успеха,

поделившись добротой … 

 

Эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс

 

        В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в РФ», детский сад является первой ступенью образования, одним из важнейших социальных институтов, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их сотрудничество по вопросам воспитания ребенка.

      Одним из основных принципов ФГОС ДО является сотрудничество дошкольной организации с семьёй. Задача каждого дошкольного учреждения – обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Свою работу с родителями планирую с учетом требований Стандарта.

      С 2015 года моей методической темой является «Эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс» через реализацию проекта «Дари добро», который раскрывает возможности воспитателя привлекать родителей в образовательный процесс, решать социально-значимые проблемы детского сада, группы, используя интересные игровые ситуации.

     Цель проекта: воспитание духовно-нравственных ценностей через создание условий для формирования тесных отношений между детьми и родителями.

       Задачи проекта:

  •  внедрять эффективные формы работы для привлечения родителей в образовательный процесс группы, детского сада;
  • создать условия для совместной деятельности   родителей с детьми, направленной на воспитание духовно-нравственных, культурных ценностей.

 

     Все мы взрослые желаем детям добра. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

       Воспитание этих качеств у ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.

     Для воспитания духовно-нравственных качеств педагогическим коллективом был разработан проект «Дари добро», который позволил выстроить систему работы по привлечению родителей в образовательный процесс. Проект реализуется в игровой форме.

        В 2015 году проведена игра «Копилка добрых дел». 

   На практическом этапе игры мною была спланирована работа в группе так, чтобы в каждой образовательной области родители вместе с детьми совершали добрые дела.

      В социально-коммуникативной области, во время мастер-класса «Очумелые ручки», организованного в моей группе, дети помогали папам ремонтировать детские лопатки: держали и подавали инструменты, забивали гвозди; осенью изготавливали кормушки для птиц, чтобы зимой дети могли их кормить; участвуя в субботнике, дети вместе с родителями собирали мусор, ветки, сгребали старые листья, носили песок в песочницы и т.д.

     Данные мероприятия этого направления формируют у ребенка активную социальную позицию участника общественной жизни, воспитывают нравственные идеалы, потребности в труде на благо социума, учат строить коммуникативные связи.  

    В художественно-эстетической области родители принимали участие в праздниках, становились актерами на занятиях, представляли семейные дуэты на концертных программах; совместно изготавливали украшения для оформления группового помещения к Новому году; реставрировали и изготавливали музыкальные инструменты, дети с удовольствием оказывали помощь родителям и др.

    Мероприятия этого направления способствуют созданию благоприятной среды для развития творческого потенциала детей, умению выступать перед публикой.

    В познавательной области родители под моим руководством проводили мастер-классы для детей по заданной тематике, изготавливали  дидактические игры и проигрывали их вместе с детьми и др.

     Мероприятия этого блока учат детей анализировать, систематизировать полученную информацию, быть  интеллектуально развитым, соблюдать правила в различных играх, способствуют развитию психических процессов. 

     Для сплочения детско-родительских отношений и повышения интереса родителей и детей к игре «Копилка добрых дел» педагогическим коллективом была придумана система поощрения -  за каждое доброе дело группа получала «Мешочки добрых дел». Семьи-победители получили достойное вознаграждение за свои добрые дела: за первое место – билеты в зоопарк; за второе и третье – сладкие призы.

       В 2016 – 2017 учебном году, продолжением проекта «Дари добро» стала игра «Каменный цветок». В основу игры положили сказку Павла Петровича Бажева «Каменный цветок», главный герой которой так напомнил педагогам родителей воспитанников, которые шаг за шагом сближаются вместе со своими детьми в общих делах, приносят радость себе и окружающим, словно кропотливый мастер оттачивают свое творение в воспитании.

          Вся работа по игре была разбита на 7 направлений – 7 лепестков. Команда семей, делая добрые дела, зарабатывали драгоценные камни (разного цвета, согласно выполненной работе), а в конце игры совместными усилиями заработанные камни соединились в каменном цветке, как символе сплоченности и трудолюбия. 

     Лепесток «Сказки» (в рамках этого направления родители помогали педагогу в знакомстве детей с авторскими и русскими народными сказками, проводи семейные театральные вечера, изготавливали дидактические игры и пособия по сказкам);

       Лепесток «Озеленение» (в рамках этого направления родители выращивали совместно с детьми цветы, высаживали рассаду, создавая на участках клумбы);

  Лепесток «Общественная деятельность» (проводились общественно-значимые мероприятия, направленные на благоустройство поселка, родители вместе с детьми проводили акцию «Приятные неожиданности», на привлечение жителей поселка, через детские телеграммы, для создания чистоты, красоты, ухоженности подъездов, цветников, и прилегающей территории);

       Лепесток «Книжки-малышки» (дети, видя разорванную книгу, брали ее домой и вместе с родителями ремонтировали);

       Лепесток «Развивающая среда» (в рамках этого направления родители совместно с детьми: участвовали в обновлении и пошиве театрализованных костюмов, одежды для кукол, пополняли уголки группы различными атрибутами, осуществляли ремонтные работы и создавали уют в помещениях и на прогулочном участке группы, участвовали в расчистке территории от снега, изготавливали скворечники и кормушки для птиц, помогали мыть и заклеивать окна);

     Лепесток «Родительский час» (под руководством педагога родители планировали родительский час по интересной для детей теме);

     Лепесток «Творческая работа» (семьи воспитанников принимали участие в конкурсах различного уровня, участвовали в праздниках и развлечениях).

 

   В завершении игры в детском саду прошел итоговый праздник «День семьи и добра», в форме увлекательного «путешествия» по прогулочным участкам, где были организованы веселые игры и соревнования для детей и их родителей.

      В торжественной обстановке были подведены итоги работы за 2016-2017 учебный год, где самые активные семьи получили грамоты, сладкие призы и памятные подарки.

           В начале 2017-2018 учебного года моя группа активно принимает участие в   игре «Калейдоскоп добрых дел», которая включает в себя три блока.

        Первый блок направлен на укрепление и сохранение здоровья воспитанников и их родителей. В рамках этого блока реализован краткосрочный проект «ГТО в детский сад». Реализация блока прошла в период с сентября по ноябрь 2017 года.

         Первым этапом проекта являлся конкурс по изготовлению своими руками нетрадиционного спортивного оборудования. В этом мероприятии 10 семей из 19 приняли активное участие и пополнели в нашей группе уголок физического развития. По результатам конкурса наша группа заняла – 5 первых, 2 вторых места в различных номинациях.

         На втором этапе проекта  15  семей моей группы сдавали нормы ГТО:

  •  прыжок в длину с места;
  • отжимание;
  • приседание;
  • челночный бег;
  • гибкость.

       Результат:

  • дети принесли в копилку нашей группы 2 золотых значка, 1 серебряный, 3 бронзовых;
  • родители 3 золотых значка, 4 серебряных, 5 бронзовых

      Последним этапом проекта "ГТО в детский сад" являлось дистанционное тестирование, которое проходило на сайте детского учреждения. Для успешной сдачи тестирования, мною были подготовлены и проведены беседы, консультации для родителей и детей по здоровому образу жизни: "Здоровое питание для дошкольников", "Двигательная активность ребенка", "Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

         В дистанционном тестировании приняло участие 14 семей из группы.

       В результате реализации проекта «ГТО в детский сад» родители стали отличным примером для своих детей, видя старания своих мам, и папа ребята изо всех сил сдавали нормативы, подбадривали друг друга и получили отличный заряд бодрости.

        С  января 2018 года стартовал второй блок игры ««Калейдоскоп добрых дел»» – «Волшебные путешествия всей семьей». Цель блока: сплочение семей воспитанников, сохранение семейных ценностей и традиций, повышение культурного образа жизни в ходе совместных путешествий по Золотому кольцу России.

         В рамках реализации данного блока 10 семей начали подготовку к участию в следующих мероприятиях:

  • путешествия семей воспитанников в города Золотого кольца России (очная форма путешествий);
  • участие в конкурсе виртуальных экскурсий по городам Золотого кольца России «Виртуально? Реально!» (заочная форма путешествий семей в г. Сергиев-Посад);
  • участие семей воспитанников в обще садовском мероприятии «Забавы городов России».

      Итоговым мероприятием блока «Волшебные путешествия всей семьей» станет семейный праздник «Забавы городов России».

       С марта месяца по май 2018 года запланирован третий блок "Цветущие фантазии", направленный на привлечение семей к благоустройству территории детского сада, пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

         На протяжении трех лет, принимая участие, в проекте «Дари добро», я, как педагог и организатор данной работы, родители моей группы едины в одном – только совместная работа педагога, родителей и детей сможет помочь сплотить детско-родительские отношения, ориентировать  ребенка на успешность в социуме.